Перитонит у кошек | So-Vet

Перитонит у кошек

Перитонит – собирательное название для воспалительных процессов различного генезиса, захватывающих брюшную полость. По происхождению бывает гнойный, бактериальный либо вирусный. Необходима круглосуточная ветеринарная помощь; в отсутствии медицинского вмешательства наиболее вероятен летальный исход.

Формы перитонита у кошек

Перитонит у кошекСуществует несколько форм данного заболевания.

Сухой перитонит представляет собой гранулёматозное (очаговое) воспаление, локализованное в одном из внутренних органов – в печени, почках, различных отделах кишечника, в лимфоузлах.

Мокрый гнойный перитонит возникает при разложении жидкости в брюшной полости. Эта форма является наиболее распространённой – на неё приходится 70 процентов случаев.

Эта патология у кошек проявляется в виде общего ухудшения состояния: вялости, отсутствия аппетита, лихорадки. Из-за болезненности брюшины диафрагма не участвует в дыхании; дыхание грудное, поверхностное, частое. Нередко бывает рвота. Также отмечается вздутие живота.

При подозрении на эту патологию необходима круглосуточная ветеринарная помощь: смертность кошек при этом заболевании колеблется от 30 до 99 процентов.

Причины воспаления в брюшной полости кошек

Вопреки популярному заблуждению, у кошек это заболевание не может быть осложнением аппендицита – у хищников нет аппендикса, даже в рудиментарной форме, а, стало быть, им незнакомые и связанные с червеобразным отростком проблемы.

Причиной возникновения этой патологии может быть травма, неудачно проведённая хирургическая операция, распространение воспаления с одного из внутренних органов, распространение болезнетворных микроорганизмов и вирусов из очагов воспаления с кровью и лимфой.

Бактериальный перитонит возникает при повреждении органов ЖКТ грубой пищей или проглоченными инородными предметами, а также – при травмах внутренних органов, при язвенных и онкологических процессах. В результате в брюшную полость попадает желчь, моча, желудочный сок и бактерии.

Круглосуточная ветеринарная помощь при перитонитеЭто заболевание может являться осложнением асцита, то есть скопления жидкости в брюшной полости. Причиной может быть ожирения, диабет, последствия травм внутренних органов. При попадании в эту жидкость бактерий они начинают активно размножаться. Патологический процесс проявляется скачком температуры тела, рвотой, диареей, желтушностью и бледностью слизистых оболочек. При появлении таких симптомов у кошки, страдающей ожирением, ей требуется круглосуточная ветеринарная помощь.

Смертельную опасность представляет FIP коронавирус, сумевший мутировать и встроиться в клетки-макрофаги. В этом случае защитные системы организма парадоксальным образом поддерживают болезнь: чем интенсивнее воспаление, тем больше продуцируется макрофагов, которые, в свою очередь, захватываются вирусом. При поражении коронавирусом отмечается сильная болезненность брюшины, апатия, вздутие живота. Смертность от такого заражения превышает 99%.

Возможно заражение микроорганизмами брюшины при некорректном хирургическом вмешательстве – нарушении стерильности, прободении внутренних органов, попадании в брюшную полость желчи или крови, а также при послеоперационном расхождении швов. Хотя в этом случае перитонит накладывается на последствия другого заболевания и операции,  круглосуточная ветеринарная помощь достаточно эффективна – смертность при таком виде воспаления составляет не более 30% от общего числа случаев послеоперационного воспаления брюшины.

Круглосуточная ветеринарная помощь при перитоните

Работа ветеринара при данном заболевании заключается, во-первых, в установлении происхождения и характера патологии. Необходима санация поражённого участка, общая детоксикация организма, терапия, направленная на подавления возбудителей.