Инвазионные болезни домашних птиц | So-Vet

Инвазионные болезни домашних птиц

К инвазионным болезням животных относятся заражения организма одноклеточными и многоклеточными паразитами, будь то протисты, различные гельминты или членистоногие (насекомые, клещи).

Способы внедрения паразитов в организм птицы различны. Так, экзотическая дикая птица может заполучить паразитов в естественной среде обитания и затем, будучи отловленной, привезти их на новую родину. Микроскопическими паразитами птица может заразиться от кровососущих насекомых и клещей. Также возможны паразитные инвазии при контакте с диким птицами, при склёвывании заражённого корма, при питье воды.

a yellow canary in his cage

Здесь рассмотрены наиболее распространённые инвазионные болезни животных, которым подвержены домашние птицы, а также меры по их лечению.

Инвазионные болезни животных, вызываемые простейшими

Гистомоноз – протозойное заболевание, возбуждаемое Histomonas meleagridi. Этой болезни подвержены индейки, куры, а также обитатели зоопарков (журавли, дрофы). Заболевает преимущественно молодняк в возрасте от двух дней до двух-трёх месяцев. Заражение может происходить при склёвывании дождевых червей или яиц паразитических нематод гетеракисов. Заболевшая птица угнетена, теряет аппетит, у неё развивается диарея. Цвет фекалий – светло-жёлтый, затем бурый, запах неприятный. Из-за нарушения кровообращения кожа головы чернеет. Заболевание диагностируется в лаборатории. Лечение показано медикаментозное (метронидазол, нитазол, гистомон).

Лямблиоз вызывается жгутиковыми протистами – лямблиями, паразитирующими в тонкой кишке. Эти паразиты заражают попугаев, канареек, голубей. Эта инвазионная болезнь животных вызывает у зуд и беспричинное выщипывание перьев, а также расстройство пищеварения и понос. Несмотря на то, что отдельные виды лямблий паразитируют у человека, те, что населяют кишечник птиц, для людей опасности не представляют. Для лечения рекомендованы хлорквин, квинакрин, парамомицин, диметридазол.

Инвазионные болезни животных, вызываемые многоклеточными паразитами

Инвазионные болезни канарейкиКнемидокоптоз, или чесотка, вызывается клещами рода Knemidocoptes. Они поселяются в кожных складках, фолликулах перьев, а также внедряются в верхний слой эпидермиса. Паразиты прогрызают длинные ходы, отчего кожа птицы приобретает вид губки. Клещ поражает клюв, область вокруг глаз, окрестности клоаки, ноги. Результатом активности паразита становится усиленный рост кожи и потеря перьев – облысение.  Против чесоточного клеща хорошо помогает берёзовый дёготь наружно, а также смесь якутина и микотектана. Следует помнить, что эти препараты очень ядовиты, и избыток способен вызвать тяжёлое отравление птицы, вплоть до летального исхода.

Чесотка ног отмечается у зябликовых и канареек. Птица испытывает сильный зуд в области пальцев, кроме того, на подошвах образуются корочки. Если заболевание зашло достаточно далеко, птице трудно сгибать пальцы, и её походка напоминает ходьбу на ходулях. Это одно из проявлений чесотки, вызываемой клещами рода Knemidocoptes. Соответственно, лечение этой инвазионой болезни животных аналогично терапии вышеописанного кнемидокоптоза. Рекомендуется погружать лапки птицы в подогретый до сорока градусов берёзовый дёготь.

Капилляриоз вызывают нематоды (круглые черви) семейства капилляриид. Они паразитируют в органах пищеварения – во рту, в зобу, пищеводе, в тонком кишечнике и в слепой кишке. Активность паразитов провоцирует воспаление слизистой оболочки органов пищеварения, точечные кровоизлияния, и, как следствие – разрастание соединительной ткани. У больных птиц пропадает аппетит, они становятся вялыми, худеют, и могут умереть от истощения. В качестве терапии этой инвазионой болезни животных показан чеснок нилверм (80 мг на 1 кг массы тела птицы).